Протокол № 3
заседания РМО педагогов, работающих с детьми раннего возраста
от 10.02.2022 г.
Тема: «Формирование предпосылок функциональной грамотности: планирование и создание образовательной среды»
Заседание проходило в заочном формате, зафиксировано 22 подключения.
Повестка заседания:
1. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста.
2. Развивающая предметно-пространственная среда, как совокупность условий, создаваемых в целях обеспечения развития детей.
3. Эффективные педагогические технологии и средства организации совместной и самостоятельной деятельности в группе для детей раннего возраста.
4. Создание условий для развития общения детей со сверстниками
Ход заседания:
1 вопрос
Слушали: Татьяну Юрьевну Пономареву, воспитателя детского сада «Родничок». Педагог отметила, что важнейшей потребностью ребенка является потребность во внимании и доброжелательности, которые и побуждают малышей к эмоциональным контактам со взрослыми. А они в сою очередь должны стремиться к установлению эмоциональных контактов с каждым ребенком.
Далее Татьяна Юрьевна обозначила, что все дети по-разному выражают потребность во внимании и ласке взрослого и поделилась эффективными приемами и ритуалами личностно-ориентированного взаимодействия при приеме детей, а также в течение дня в ходе организации различных видов деятельности.
Педагогом были даны рекомендации из собственной практики, как разрешать конфликтные и спорные ситуации в отношениях детей со сверстниками и взрослые, на основе реализации индивидуального подхода, отношения к каждому ребенку как к личности.
2 вопрос
Слушали: Дащенко Ольгу Анатольевну, воспитателя ДОУ «Ромашка». Ольга Анатольевна рассказала, что стимулятором успешного развития детей раннего возраста является среда, в которой они находятся, что обозначено в п.3.3.1. ФГОС ДО. Акцентировала внимание на то, что наполнить группу играми и игрушками недостаточно. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе, важно обеспечить ее безопасность, индивидуальную комфортность, психологическую защищённость и эмоциональное благополучие для каждого ребенка.
Воспитатель представила и проиллюстрировала основные развивающие центры, организованные в ее группе для детей раннего возраста, способы и особенности их использования, а также отметила, что развивающая среда, обеспечивающая разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы его самообразования и саморазвития.
3 вопрос
Слушали: Марию Николаевну Чернову, воспитателя ДОУ «Сказка», которая отметила, что в последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, внедряются развивающие инновационные технологии.
Далее она рассказала об особенностях использования в ее группе эффективных педагогических технологий, представленных в программе «Теремок», которая реализуется в ДОУ с 2020 г.:
- моделирование образовательной среды,
- «Поиграем с куклой» (автор В.Н. Лукьяненко),
- приобщение детей к народной культуре,
- арт-методики (в частности, хэппенинг - рисование пальчиками),
- материнский фольклор,
- технология игрового обучения.
- здоровьесберегающие технологии,
- технологии экспериментирования.
В заключении Мария Николаевна отметила, что использование представленных эффективных практик и технологий позволяет детям раннего возраста становиться самостоятельнее, активнее применять свои знания в новых ситуациях, что в свою очередь является основой формирования функциональной грамотности.
4 вопрос
Слушали: Ластовскую Татьяну Михайловну, воспитателя ДОУ «Золотой ключик». Татьяна Михайловна отметила, что общение детей со сверстниками зарождается и интенсивно развивается уже в раннем возрасте, при этом контакты детей строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др. - эмоционально-практическое общение.
Воспитатель рассказала:
- об игровых приемах и эффективных средствах, используемых в своей работе, для поддержания интереса детей к общению друг с другом и возникновения у них чувства общности со сверстниками.
- о четырех основных этапах в развитии общения детей, в соответствии с которыми воспитатель организует деятельность в режимных моментах, свободных играх, групповых занятиях, специально организованных играх.
В заключении представила эффективные игры, вносящие специфический вклад в становление положительных взаимоотношений между детьми, обогащающие их коммуникативный опыт и принципы их организации в группе для детей раннего возраста.
Решение:
1. Принять к сведению и использовать в организации образовательной деятельности представленные эффективные практики планирования и создания образовательной среды.
2. Рассмотреть на практике особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми раннего возраста в ходе решения педагогических задач на следующем заседании РМО. Срок: до 15.04.2022 г.
3. Обеспечить организацию развивающей предметно-пространственной среды в группах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего возраста, направленности на формирование у них предпосылок саморазвития и самообразования.
4. Рассмотреть возможность внедрения педагогических технологий, представленных в комплексной образовательной программе «Теремок» в практику работы своих групп.
5. Разработать картотеку апробированных игр/упражнений, направленных на развитие общения детей раннего возраста со сверстниками и способствующих формированию у них социально-коммуникативной грамотности. Срок: до 22.08.2022 г.
Руководитель РМО: Безель Н.А.
Секретарь РМО: Чернова М.Н.